История о том, как правильно делать сайты после того, как сделал все неправильно + даем краткий список правил для начинающих и недизайнеров.
Если ты играешь по правилам, то ты неострый неудачник. Ты не дерзкий, не смелый, не амбициозный и скорее всего ничего не добьешься. Знакомо?
Так часто думают молодые люди, в которых пылает жарким огнем юношеский максимализм, раздуваемый гормонами.
Нарушать правила действительно здорово — и не только в подростковом возрасте! Осознанное игнорирование заветов ведет к новизне, к свежести и разнообразию. Нарушители нередко двигают мир вперед и на основе результатов устоявшиеся правила могут быть скорректированы.
Но прежде, чем нарушать и импровизировать, нужно научиться играть по правилам. Никак иначе. Почему? Да чтобы понять, как устроен мир прямо сейчас. Как работает то, что уже работает и работало до тебя.
Когда я решил, что хочу делать сайты в 2014 году, я был уверен, что вот сейчас-то мир наконец увидит по-настоящему креативные решения! Ага! Я садился и придумывал невероятные интерфейсы, которые мне казались прорывными и очень красивыми. А потом тестировал решения методом «спроси маму» и получал от людей отзывы. Все были очень тактичны и изо всех сил старались не обидеть «творца», но даже сквозь эту заботу о моих чувствах кое-что было очевидным: не понятно, что надо делать с моими идеями и куда нажимать.
«Ну как же! Ну вот же! Кнопка “узнать подробнее”, вот вертикальный слайдер, а вот здесь не совсем понятно, но это горизонтальная прокрутка» — отвечал я с глазами срущей кошки. Одновременно с этим я жадно «поедал» все книги про дизайн, до которых мог дотянуться, — и меня скоро осенило, что если человеку не понятно, что ты сделал и как этим пользоваться, то это фиаско, братан. И я задумался, что же делать с этим. К тому моменту я уже год практиковался в логотипах и айдентике, но совершенно ничего не понимал про веб. А клевым дизайнером быть хотелось!
Поскольку я успешно окончил Уральский государственный университет, это дало мне веру в то, что я все-таки не тупой, могу думать и обучаться. Мне пришла в голову мысль выписать топ-20 богатых и успешных (на мой взгляд) компаний и пойти на их сайты с задачей найти там «секрет веб-дизайнерского успеха». А еще я стал частым посетителем сайтов дизайн-студий (включая студию Артемия Лебедева, которого горячо люблю и уважаю), часами сидел в их портфолио. Вот тогда-то я и обнаружил закономерности в структурах страниц, в выборе графических решений и шрифтов, в том, как устроена навигация. Это было облегчением! Оказывается сайты — это не просто про «красивое». Сайты — это про «работает» в первую очередь. И есть технология.
Я понял, что лучшее, что я могу сейчас делать — это начать копировать. Учиться на опыте «старшеклассников». Ведь эти сайты, какими бы хорошими или плохими они ни были, — их кто-то сделал и получил за это деньги. Я тоже хочу так, поэтому надо просто повторять, идти по следам.
Так прошла прошла первая пара лет моей дизайнерской карьеры. Для поддержания штанов я недорого (неприлично дешево, вообще-то) продавал услуги и просто учился, учился, учился.
Сегодня (пишу это в 2023 году) я уже что-то понимаю про сайты. И даже наблюдаю за тем, как конкуренты моих клиентов копируют мои решения (есть один интересный кейс, как основанная в 1965 году итальянская компания — пионер в области разработки и производства оборудования для шоколада — начала подглядывать за дизайн-решениями на сайте KADZAMA, которые я придумывал, и внедрять у себя).
Я только недавно стал осознавать, чем на самом деле является дизайн. Мне понадобилось 10 лет практики, из которых 5 лет я проработал в одной команде и все эти 5 лет развивал только сайты KADZAMA и CHOCOLOGY. В России дизайном чаще считают оформительскую деятельность, но на самом деле дизайн начинается задолго до того, как ты откроешь любой графический редактор. Дизайн — это про суть. Про проектирование решений для людей. Про исследование и аналитику. Про решение задач, о которых беспокоятся бизнесы и потребители. В веб-дизайне сегодня уже наработан большой опыт и нам есть, чему друг у друга поучиться.
Коллективный опыт в любой сфере деятельности неизбежно порождает правила. И следование правилам помогает успешно освоить принципы работы в кратчайшие сроки и заявить о себе. Далее нужно правила закрепить и прожить то, как они работают. Только после этого можно вводить инновации.
Нет ничего крутого в том, чтобы сделать самый креативный сайт по своим правилам, если этот сайт по итогу не нужен никому и не приносит результатов. Это, конечно, смело, но глупо.
А теперь кратко про правила, которые я бы сам хотел получить в 2014 году от опытных коллег:
Играть по правилам не стремно. Правила нужно не просто знать, их нужно понимать, чтобы представлять, как устроены вещи. Сначала научись играть по правилам, а уже потом нарушай их.
Давайте поговорим о ваших задачах?
Мы пишем статьи, чтобы вы могли не только посмотреть на то, что мы делаем, но и на то, как мы думаем.
А еще Журнал — это хороший инструмент органического продвижения в поисковиках.