Для тех, кому скорость важнее красоты. Когда сайт нужен для развития компании, а не для победы на фестивалях веб-дизайна.
Было время — все хотели сайт, как у «Эппл»: красиво, чистенько, «дорого-богато» минималистично, с загадочными заголовками.
Почему так? Потому что компания из Купертино делает классные смартфоны и компьютеры? Потому что Стив Джобс — супер-звезда бизнеса? Потому что компания зарабатывает миллиарды долларов в год? Да, да и да. Всё вместе.
Любой предприниматель хочет зарабатывать деньги. И всегда ищет возможности для облегчения этого процесса. Скопировать сайт или хотя бы визуальный язык кажется самым простым, что можно сделать, чтобы отщипнуть себе частичку успеха у старшеклассников. Показать: смотрите, какой я крутой. Настолько, что даже сайт не хуже, чем у «Эппла» сделал.
Вот только слепое копирование графики — это лишь имитация, которая редко приводит к желаемому эффекту.
По крайней мере, с точки зрения дизайна, UI и UX.
Давайте вспомним приложения, которыми мы все пользуемся каждый день.
OZON, Сбер, Wildberries, Т-Банк, сервисы Яндекса, Госуслуги, Вконтакте, Такси, Доставка и так далее. Все они сегодня максимально удобные, понятные, простые и красивые (с погрешностью на персональные предпочтения каждого из нас).
Но кто из вас помнит, как выглядело приложение Сбербанка в 2012 году? Когда оно только появилось.
Вот так:
Источник: vc.ru
И что мы имеем на момент публикации поста в мае 2025:
Источник: магазин приложений RuStore
Давайте ещё посмотрим на «Вайлдберриз».
В 2012:
Источник: archive.vn/h8NJ
В 2025:
Это скриншот, сделанный с целью иллюстрации. Изображение не является рекламой маркетплейса.
***
Все бы хотели себе такой же удобный сайт или такое же нативное приложение, как у вышеперечисленных компаний сейчас. Но мало кто готов уделять этому внимание и пройти путь задачек и решений, который прошли они.
Идеальным он быть не может. Потому что хороший дизайн — тот, который возникает в ответ на обратную связь. Хороший веб-дизайн — это процесс с промежуточными результатами, которые почти всегда в моменте воспринимаются, как конечные. Чтобы закончить эту мысль: сегодня, когда вы зайдёте в приложение своего любимого банка, вы увидите его таким, каким оно больше никогда не будет, так как там скоро что-то обновится. Пройдёт время — и вы уже не вспомните, как было.
Редкая компания сегодня готова делать свой сайт год или более в закрытом формате, как раньше: со всеми остановками на тестирование фокус-группами. Скорость принятия решений и получения обратной связи в полях становится решающей в гонке на высококонкурентных рынках. Сегодня всё меняется очень быстро.
Во-первых, можно быстро получать так называемый MVP — с американского «минимально жизнеспособный продукт» — который позволяет быстро тестировать гипотезы и почти налету корректировать вектор развития продукта и дизайна.
Во-вторых, это обходится дешевле, чем делать сразу идеально, а потом запускать (потому что идеально сделать всё равно не получится). Когда сайт запущен в стадии MVP — он уже может приводить клиентов в компанию и помогать отделу продаж в работе. А в этом время можно работать над проектированием обновлений.
В-третьих, такой подход позволяет сохранять свежесть дизайна и поддерживать интерес аудитории к продукту. Ведь вы тоже ждёте что-то новенькое с новым обновлением своего телефона или любимого приложения?
На первый взгляд может показаться, что разработка сайта — это проект, который заканчивается, когда веб-студия сдаёт сайт клиенту. На самом деле — после публикации нового сайта начинается самое интересное! Получение обратной связи и развитие.
Нет ничего хуже сайта, сделанного для галочки: который разработали, запустили и с чувством выполненного долга забили на него х*р. Такой сайт быстро устаревает, становится неинтересным и никому ничего не продаёт (а потом все жалуются, что сайт— это бессмысленная трата денег).
Посетитель всегда чувствует, когда компания сайтом не занимается. Вы наверняка сталкивались с ситуацией, в которой, общаясь компанией, ссылаетесь на данные с сайта, а в ответ слышите виноватое: «Ой, там на сайте у нас инфа старая, мы еще не поменяли, извините». Ещё не поменяли и никогда не поменяете, потому что либо некому, либо доступ к админке потеряли, либо ещё что-то. А всё потому, что руководитель считает, что сайт — это не серьёзно и можно не заморачиваться. Именно в этот момент клиент уходит к конкуренту, который занимается продуктом и сайтом. Конкурент продаёт, а ты — нет.
Наличие рабочего и актуального сайта сегодня — корпоративный стандарт. В любой сфере.
***
Мы в «Пиратском» убеждены, что релизность — это верный подход к созданию хорошего дизайна для компании. Особенно — для небольшой, где идёт активная работа над продуктом.
Не страшно, если новый сайт на старте будет выглядеть не идеально (всем читать наш текст «Самый красивый сайт». Ссылку поставим в конце этого поста). Главное, чтобы он решал свои задачи. Чтобы отвечал возможностям бизнеса прямо сейчас и был готов к дальнейшему развитию. Мы видели множество сайтов, которые в «Пинтересте» смотрятся бомбезно (как статичная картинка), а в реальной жизни оказываются абсолютно бесполезны, нефункциональны и неудобны.
Релизный принцип развития дизайна позволяет поддерживать актуальность сайта, его релевантность текущему состоянию продукта и компании.
Это то, что у нас хорошо получается. Мы умеем годами сохранять интерес к одному продукту и организовывать дизайн-процесс. Нам нравится видеть, как развивается продукт клиента. Помогаем клиентам отличать важное от неважного, легко справляемся с рутинными задачами и вовремя предоставляем результаты.
***
Читайте:
Давайте поговорим о ваших задачах?
Мы пишем статьи, чтобы вы могли не только посмотреть на то, что мы делаем, но и на то, как мы думаем.
А еще Журнал — это хороший инструмент органического продвижения в поисковиках.